Микрофоны: чем они принципиально отличаются?

Не секрет, что в музыкальном мире разные микрофоны отличаются не только цветом и формой. При этом, по большому счету, все микрофоны служат одной и той же цели: принимают звук и переводят его в электрический сигнал, которым мы в дальнейшем можем управлять. Однако то, КАК они это делают, может сильно повлиять на качество звука на сцене, на репетиционной базе или в студии звукозаписи. Я всегда призывал, призываю и буду призывать музыкантов подробно изучать различные микрофоны, чтобы таким образом понять, какие микрофоны подходят для вас лучше всего. Также я рекомендую всегда иметь с собой на репетициях и на выступлениях свой собственный микрофон подходящего для вас типа.

Существуют 2 основные характеристики микрофона, влияющие на его «звучание»: тип капсюля и характеристика направленности. В данной статье мы подробно остановимся на второй характеристике.

Характеристика направленности микрофона — это показатель того, как микрофон принимает звук с различных направлений, т.е. его чувствительность к звуку в зависимости от положения источника звука относительно микрофона. Ниже мы рассмотрим 4 основные характеристики направленности, которые вы чаще всего встретите в музыкальном мире, а также опишем ситуации, в которых каждый из этих типов подойдет лучше всего.

Ненаправленный микрофон

Подходит для:

— студий при записи объемного звучания

— определенных живых выступлений, на которых звук полностью контролируются, для передачи чистого, естественного, открытого звука, изолированного от шумов (вызванных ветром или дыханием), а также для окраски звука, источник которого направлен не напрямую в сторону микрофона (не по оси микрофона).

Выбор профессионалов:

— Earthworks QTC50

— DPA 4006A

— Neumann U87

Ненаправленные микрофоны (также часто называемые «omni» от «omnidirectional» — «ненаправленный») чувствительны к звукам с любого направления. Будь источник звука сверху, снизу, перед или за микрофоном, он примерно одинаково примет его звук (не абсолютно одинаково, но для простоты понимания разницу можно не учитывать). Эти микрофоны ценятся музыкантами за свою низкую «окраску» звука и удивительно «плоский» частотный спектр звука, в особенности на низких частотах. Эти микрофоны также слабо чувствительны к шуму ветра или к «взрывным» согласным (таким, как «Б» или «П»). Однако именно из-за характеристики направленности данный тип микрофонов зачастую является бесполезным на шумных живых выступлениях и находит свое применение в основном только в студиях.

Двунаправленный микрофон

Подходит для:

— студий при записи двух разных источников звука, когда требуется меньшее чем у ненаправленных микрофонов попадание в микрофон посторонних шумов

— ситуаций, когда требуется сильное отсекание звука (например, когда происходит запись вокала певца, который одновременно играет на гитаре)

— записи по технологии «mid-side обработка» и технологии Алана Блюмляйна (особые технологии записи стерео-сигнала)

Выбор профессионалов:

— Royer R-121

— Cascade Fat Head II

Двунаправленные микрофоны (также называемые «восьмерками» из-за формы их диаграммы направленности) принимают звук одинаково хорошо как за собой, так и перед. По своей природе они удивительным образом не воспринимают звуки, исходящие непосредственно по бокам микрофона (т.е. +— 90° к их оси). Однако эта характеристика направленности — еще одна, с которой крайне трудно работать во время живых выступлений. Тем не менее, благодаря полному отсутствию чувствительности этих микрофонов к источникам звука, расположенным по их обеим сторонам, они имеют несколько весьма интересных и необычных способов применения в студийных условиях, связанных с их местом расположения.

Кардиоидный микрофон

Подходит для:

— сцены и студии: универсальная «рабочая лошадка» музыкантов

— приема звука от близко расположенного к микрофону источника звука и для его изолирования от окружающих источников как на сцене, так и в студии

Выбор профессионалов:

— Shure SM58

— Sennheiser e906

— EV RE-20

— Heil PR-20

— Telefunken M80

— AKG D112

Кардиоидные микрофоны — это первый в нашем обзоре тип однонаправленных микрофонов, т.е. тех микрофонов, которые принимают звук только в одном направлении. Из названия «кардиоидный» может показаться, что микрофон имеет что-то общее с сердцем (вспомним ту же кардиограмму). И это действительно так! Диаграмма направленности кардиоидного микрофона напоминает форму сердца (не анатомическую форму, а ту, которую мы рисуем с детства для обозначения сердца), что делает их чувствительными к звукам, исходящим непосредственно напротив микрофона и нечувствительным к звукам позади микрофона. И, о чудо: этот микрофон одинаково активно используется как в студиях, так и на концертах! Он слабо восприимчив к источникам, находящимся за микрофоном, что делает его кандидатом #1 для использования в качестве вокального или инструментального микрофона.

К сожалению, ничего идеального в мире не существует, и данный тип микрофонов также не лишен своих недостатков. Довольно сложно найти кардиоидный микрофон без своего особого «характера» по отношению к тому, как он воспринимает определенные частоты (хотя это не обязательно всегда является плохим свойством). Другой феномен, свойственный данному типу микрофонов, — это то, что мы называем «эффектом близости». По мере приближения источника звука к микрофону, на расстоянии около 0-2 сантиметров от микрофонной сеточки появляется заметное увеличение отклика низких частот. Вы могли это замечать, когда вы приближались к микрофону и ваш голос становился «больше» и «полнее», чем когда вы находились вдали от микрофона. Как вокалист, это может использоваться для добавления определенной теплоты и полноты голосу, но также это доставляет определенные проблемы в случае если вокалист имеет привычку значительно менять дистанцию до микрофона, что приводит к нежелательным изменениям в тембре его голоса.

Гиперкардиоидный (суперкардиоидный) микрофон

Подходит для:

— приема звука в время живых выступлений, когда требуется более изолированный звук

— подзвучки вокала для еще большего устранения «утечки» звука на сцене, чем у кардиоидных микрофонов

— студийных и концертных записей, требующих строго направленного и сфокусированного звука

Выбор профессионалов:

— Shure Beta 87A

— Sennheiser e945

— Audix D4

— Sennheiser MD441

Будучи братом кардиоидного микрофона, этот тип микрофонов демонстрирует похожие характеристики по направлениям звука с небольшими, но очень важными отличиями. Эти микрофоны являются еще одним отличным выбором для живых концертных выступлений, особенно для вокалистов, т.к. эти микрофоны имеют еще более плотный и направленный отклик, чем аналогичные кардиоидные микрофоны. Они себя прекрасно проявляют на громких сценах, когда имеется множество источников шума вокруг вокалиста и задачей является четкое снятие звуков исключительно вокалиста. Однако, с другой стороны, данный тип микрофонов может доставить проблемы подвижным вокалистам, которые благодаря своим движениям на сцене меняют угол относительно микрофона, что сильно сказывается на тембре и громкости подученного голоса вокалиста. Даже незначительное отклонение от оси микрофона может оказать заметную разницу в звуке.

Другим недостатком, который необходимо иметь в виду при использовании такого микрофона, является так называемый «кроличий хвост» у диаграммы направленности позади микрофона, связанный с формой его капсюля. У этих микрофонов появляется дополнительная небольшая зона проникновения звука ЗА микрофоном. Хоть эти микрофоны не такие чувствительные сзади, как двунаправленные «восьмерки», но тем не менее с ними нужно следить за тем, куда направлена его противоположная сторона. Если вы как вокалист подведете этот «кроличий хвост» к вокальному напольному монитору, то мало никому не покажется: микрофон сразу же заведется и противный фидбек станет незванным гостем вашего концерта.

Мы надеемся, что приведенные советы дадут вам пищу для размышлений при выборе микрофона. Пробуйте разные варианты, и тогда вы сможете найти именно тот микрофон, который подходит вам лучше всего!

Идея и материал для статьи: Арон Станиулис (Aaron Staniulis) — не только звукорежиссер на концертах и в студии, но также опытный музыкант, вокалист и композитор. Он провел равное количество времени по обеим сторонам микрофона, работая и играя с различными музыкальными коллективами начиная от барных кавербэндов и заканчивая группами ведущих звукозаписывающих лейблов, на концертах с аудиторией от десятков до десятков тысяч человек.

www.realmusic.ru

Особенности кардиоидного микрофона

Опубликовано: 21.07.2014 10:29 

Кардиоидный микрофон

Кардиоидный микрофон подойдет вам, если вы хотите записать звук, источник которого расположен строго впереди и по бокам микрофона. Для того, чтобы лучше понять особенность кардиодного микрофона, надо понимать значение такой характеристики, как диаграмма направленности.

 Диаграмма направленности микрофона – это одна из главных характеристик микрофона, которая показывает его возможность воспринимать звуки, приходящие с разных точек и с разных направлений. Микрофон надо выбирать на основании этой характеристики, в зависимости от того, для какой цели он будет использован. Диаграмма направленности у всех видов микрофонов различается – некоторые воспринимают звуки, приходящие со всех сторон, некоторые — только в одном направлении.

Однонаправленный микрофон чувствителен к звуку, приходящему с одного направления, и гораздо менее восприимчив к звукам с остальных направлений.

Так вот, в кардиоидном микрофоне диаграмма направленности имеет форму сердца, отсюда и название «кардиоидный». При такой диаграмме наибольшая чувствительность – на направлении вдоль оси микрофона – 0 градусов, наименьшая – в противоположном – 180 градусов. Самый эффективный угол работы кардиоидного микрофона достигается при 65 градусах в любую сторону от оси перед микрофоном. По сравнению со всенаправленным микрофоном (например, конденсаторным, который используется на студии звукозаписи) кардиоидный улавливает около трети звуков.

Благодаря этой особенности кардиоидные микрофоны очень хорошо подходят для записи живых выступлений, так как не захватывают слишком много шума толпы зрителей. Применение кардиодных микрофонов часто необходимо в случае подзвучивания гитарного усилителя, стоящего рядом с ударной установкой – это единственная возможность уменьшить проникновение звука ударных в канал гитары при живой записи. Также многие микрофоны, используемые для усиления вокала, являются кардиоидными.

studiointerval.ru

Диаграммы направленности микрофонов, которые должен знать каждый режиссер


Техника 

tvkinoradio.ru

Правильный микрофон. Часть 2. Диаграмма направленности, величина звукового давления (SPL) / studio / Jablog.Ru

Рад приветствовать вас во второй части статьи, посвященной микрофонам. В прошлый раз мы рассмотрели различные типы микрофонов: динамические, конденсаторные и ленточные. Мы немного поговорили о принципах их работы, чем они отличаются друг от друга и для чего больше подходит тот или иной тип микрофона. (Если вы пропустили первую часть, то стоит её прочесть. Не торопитесь, мы подождем.)

Итак, теперь, когда все готовы, давайте обсудим некоторые другие важные характеристики микрофонов и то, как они влияют на снимаемый микрофонами звук.

Диаграмма направленности микрофона

Одной из главных характеристик микрофона является то, как он реагирует на звук, в зависимости от его направленности. «Слышит» ли он звук одинаково с разных направлений, или же он более точно реагирует на звук, приходящий спереди (по оси), или с боков, а может и сзади микрофона (не по оси)? Отклик микрофона на звук, приходящий со всех направлений называют его диаграммой направленности.

Существует несколько типов диаграммы направленности:

Круговая (сферическая) диаграмма

Такой диаграммой направленности обладают всенаправленные микрофоны, что позволяет им одинаково снимать звук, приходящий со всех направлений. Плюс к этому, всенаправленные микрофоны имеют очень ровные частотный отклик, по сравнению с микрофонами, имеющими другую диаграмму направленности (при прочих равных параметрах). Такие характеристики, как нельзя лучше подходят для того, чтобы их для снятия акустики помещения. Так же эти микрофоны отлично подходят для снятия звука с деликатных инструментов, а также с инструментов с широким частотным диапазоном, который вы хотите снять без выделения какой-то конкретной частоты. Правильно позиционировав микрофон можно добиться нужной степени смешивания звука напрямую от инструмента со звуком, передающим акустику помещения.
Круговая диаграмма направленности микрофона

Из-за своей всенаправленности такие микрофоны не страдают (для кого-то это может быть недостатком) от увеличения низких частот при приближении мика к источнику звука. Все мы слышали эти раскатистые басовитые голоса дикторов, которые говорят, приближая рот вплотную к микрофону. Это называется «эффект приближения». Т.к. всенаправленные микрофоны не страдают эффектом приближения, то вы можете располагать их очень близко к источнику звука без опасений получить избыток низких частот и, потенциально, низкочастотных искажений.

Так же из-за своего свойства одинаково снимать звук с различных направлений, всенаправленные микрофоны совсем не изолируют источник звука. Эта проблема проявляется, когда вы хотите записать несколько инструментов и при этом их отделить по звуку друг от друга, или при снятии звука с ударной установки, когда нужно контролировать уровень каждого барабана в отдельности. Что касается работы на сцене, то у всенаправленных микрофонов нет никакой защиты от обратной связи, поставьте микрофон на сцену, включите на полную мониторы и получите орущий неконтролируемый фидбек.

Кардиоидная диаграмма

У кардиодных микрофонов диаграмма направленности напоминает форму сердца. При такой диаграмме лучше всего звук снимается спереди микрофона, чуть хуже – по бокам (имеется ввиду, что звук, приходящий на бока микрофона будет окрашен и менее громок), и практически не снимается сзади микрофона.
Кардиоидная диаграмма направленности микрофона
Получается, что если вы хотите одновременно записать несколько инструментов, изолировав их друг от друга, то кардиодиный микрофон подходит для этого как нельзя лучше. Так же эти микрофоны неплохи на сцене, до тех пор, пока вы держите мониторы, или что-то другое, что может вызвать фидбек в задней части диаграммы направленности, где мик практически не снимает звук. У кардиодных микрофонов есть эффект приближения, так что чем ближе мик к источнику звука, тем больше низких частот. Вы можете использовать это, как преимущество, если нужно сделать трек толще и подчеркнуть низкие частоты.


Диаграмма направленности микрофона Shure SM57

На рисунке показана гиперкардиоидная диаграмма направленности классического «гитарного» микрофона Shure SM57. Слева приведена диаграмма для 3х частот: 125 Гц, 500 Гц и 1 кГц. В нулевой точке (перед микрофоном по его оси) микрофон «слышит» «весь звук». Для всех трех частот звук почти не снимается по бокам (90 градусов), и практически не снимается сзади микрофона (180 градусов). Однако, подавление звука зависит от частоты. Если брать эти три частоты, то на 500 Гц происходит максимальное подавление (как минимум -20 дБ) звука, приходящего сзади. Посмотрите, как 500 герцовый паттерн формирует диаграмму в форме сердца – отсюда и «кардиоидная». Если же посмотреть на поттерн для 125 Гц, то диаграмма почти круговая, хоть и не идеально круглая.

Справа показана паттерны диаграмм для 2, 4, и 8 кГц. На этих частотах максимальное подавление звука сзади (около -20 дБ) наблюдается для частоты 2 кГц.

Гиперкардиоидная диаграмма направленности

У гиперкардиодных и суперкардиодных (у суперкардиоды чуть меньшая направленность и меньший задний лепесток чувствительности по сравнению с гиперкардиодной диаграммой) микрофонов диаграмма направленности похожа на кардиоидную, но с еще меньшей чувствительностью по бокам.
Гиперкардиоидная диаграмма направленности микрофона
Можно подобрать расположения микрофона относительно мониторов, таким образом, чтобы они оказались в «мертвой точке» диаграммы направленности. Это даст хороший контроль над обратной связью.

Диаграмма направленности «восьмёрка»

Тут все понятно из названия – микрофон хорошо снимает звук спереди и сзади, но почти ничего не снимает по краям. Микрофоны с такой диаграммой направленности обычно используют в студии, их почти не встретишь на сцене. Их можно использовать, чтобы одновременно снять звук инструмента и акустику помещения, или даже два инструмента, стоящих друг напротив друга. Микрофоны с 8-подобной диаграммой используют для специальной стерео техники записи симфонических оркестров и других больших ансамблей.
Диаграмма направленности микрофона в форме «восьмерки»
На некоторых микрофонах можно переключать паттерн диаграммы направленности, что, конечно, делает их более универсальными. Однако, предположу, что в 95% случаев (а то и больше) использования таких микрофонов никто не переключает диаграмму направленности, а используется основная кардиодная. Конечно, хорошо иметь возможность переключать диаграмму, скажем, всенаправленную на кардиодную или 8ку, но на практике так почти никто не делает.

Величина звукового давления

Еще одна характеристика микрофона, которую нужно принимать в расчет – это величина максимального уровня звукового давления (SPL – sound pressure level). Это тот уровень громкости, при котором микрофон начинает давать искажение, либо может выйти из строя.

Динамические микрофоны обычно могут держать высокие значения SPL, что делает их отличным выбором для снятия звука со стеков, высокомощных усилителей и барабанов. В то время, как ленточные микрофоны, если говорить про высокую громкость, могут повредиться – лента может растянуться или сломаться.

Что бы увеличить максимальное значение SPL в некоторые микрофоны встраивают аттенюаторы, которые уменьшают эффективный уровень громкости, воздействующий на микрофон, что позволяет ему работать при бОльших уровнях громкости. Например, на микрофоне со значением SPL равным 130 децибелам, может быть 10 децибельный аттенюатор, который позволяет увеличить SPL до 140 децибел.

С другой же стороны, микрофоны, разработанные для работы с высокими уровнями громкости могут быть недостаточно чувствительны. Когда мик спроектирован для сильных сигналов, он, обычно, не воспринимает слабые сигналы.

На сегодня все. В следующий раз продолжим разговор про микрофоны.

Автор: Mitch Gallagher

[premierguitar.com]

По теме:
Зависимость громкости от мощности: Вся правда о ламповых ваттах
Как снять звук с гитарного усилителя? Часть 1: Основы
Как снять нужный звук с гитарного кабинета?
Записывающийся гитарист: два микрофона (иногда) лучше, чем один
Советы про запись гитары от знаменитых гитаристов

jablog.ru

Модели микрофона для живой работы — преимущества / недостатки кардиоидной, суперкардиоидной или гиперкардиоидной?

Я вижу в комментариях, что вы уже знакомы с полярными узорами. Для читателей, которые их не знают, вот они:

Полярный рисунок: направленность микрофона или полярный рисунок указывают на то, насколько чувствительны звуки, поступающие под разными углами вокруг своей центральной оси. Проще говоря, с каких направлений микрофон захватывает звук.

Здесь мы фокусируемся на кардиоидных, суперкардиоидных и гиперкардиоидных. Из записи википедии на кардиоидных микрофонах :

Наиболее распространенным однонаправленным микрофоном является кардиоидный микрофон, названный так потому, что шаблон чувствительности является кардиоидным. Кардиоидное семейство микрофонов обычно используется в качестве голосовых или речевых микрофонов, так как они хороши в отказе от звуков из других направлений. В трех измерениях кардиоид имеет форму яблока, центрированного вокруг микрофона, который является «стеблем» яблока. Кардиоидный отклик уменьшает подачу сигнала со стороны и сзади, что помогает избежать обратной связи с мониторами. Поскольку микрофоны с датчиком градиента давления ориентированы, их очень близко к источнику звука (на расстоянии нескольких сантиметров) приводит к усилению басов. Это известно как эффект близости. SM58 был наиболее часто используемым микрофоном для живого вокала более 40 лет, демонстрируя важность и популярность кардиоидных микрофонов.

Кардиоидный микрофон фактически представляет собой суперпозицию всенаправленного микрофона с цифрой 8; для звуковых волн, поступающих со спины, отрицательный сигнал от рисунка 8 отменяет положительный сигнал от всенаправленного элемента, тогда как для звуковых волн, идущих спереди, эти два добавляют друг к другу. Гиперкардиоидный микрофон подобен, но имеет немного больший вклад фигуры-8, который ведет к более жесткой области чувствительности к фронту и меньшей доле задней чувствительности. Суперкардиоидный микрофон похож на гиперкардиоид, за исключением того, что есть более передний датчик и меньше заднего датчика. Несмотря на то, что любая комбинация между omni и рисунком 8 возможна путем корректировки их смеси, в общих определениях указывается, что гиперкардиоид получают путем комбинирования их с соотношением 3: 1 с образованием нулей при 109,5 °, тогда как суперкардиоид получают с соотношением 5: 3, с нулями при 126,9 °

Имея это в виду, субъект становится более интуитивным. Достоинства и недостатки явно обозначены полярным рисунком на графиках.

Итак, какой из них я должен использовать?

Мы видим, что супер и гиперкардиоиды имеют больше бокового отклонения, но ценой некоторого пикапа сзади. Это очень важно отметить, и распространенное заблуждение состоит в том, что единственная разница заключается в более узкой области на фронте.

Это означает, что супер и гиперкардиоиды в целом будут более устойчивыми к обратной связи, если у вас есть область, расположенная за микрофонами под контролем , иначе вы можете получить больше возможностей обратной связи, чем с кардиоидом. Вот почему так важно не забывать, что супер и гиперкардиоиды обладают некоторой чувствительностью на спине.

Это означает, что вам нужно быть очень осторожным с размещением монитора: они не могут быть слишком близки к микрофонам или указывать на заднюю часть микрофонов. Вы также должны быть осторожны с акустикой и частотным балансом. Отраженный звук может достигать задней части микрофона, а низкие частоты, идущие спереди, могут преломляться назад.

Другими словами, если вы очень осторожны, и знаете, что делаете, супер и гиперкардиоиды могут быть более устойчивыми к обратной связи и иметь лучшее отклонение от атмосферы.

Вкратце:

Ваш конкретный сценарий

Будьте гибкими, у вас есть кардиоидный и супер / гиперкардиоид в вашем репертуаре микрофона, на всякий случай, если у вас могут возникнуть проблемы с обратной связью на определенном этапе, вы можете проверить, какая из них более устойчива к обратной связи (во время саундчека, а не производительности!) И используйте тот, который поддерживает это конкретное место и настройки.

Просто помните, что размещение монитора и акустика места так же важны, как и выбор микрофона.

askentire.net

Микрофоны: динамический и конденсаторный микрофон

Микрофон — это один из важных компонентов в домашней студии звукозаписи. Я считаю, что разъяснять неопытному новичку о том, что такое микрофон я в этом посте даже не буду. Однако рассказать о том, какие виды микрофонов существуют и, как правильно выбрать микрофон для записи я думаю, следует обязательно рассказать. Вот об этом достаточно подробно и поговорим.

Очень многие люди неосознанно относятся к выбору студийных микрофонов. Вследствие этого у этих людей начинаются всякие проблемы с записью музыки. Появляются всякие шумы, искажения и тому подобное. Также возникают и другие проблемы.

Например, неудобство при использовании или различные механические повреждения. Вследствие этого, человек начинает искать и тратить дополнительные деньги на покупку нового студийного оборудования. Вот чтобы такого не было, внимательно отнеситесь к правильному выбору микрофона и специальных аксессуаров для него. Здесь имеется очень много нюансов, о которых мы поговорим ниже.

Виды микрофонов по принципу работы

Начнем с того, что я расскажу сначала о видах микрофона по принципу действия. Сразу хочу подчеркнуть, что мы не будем вдаваться во всякие технические подробности устройства и принципа работы устройства. В итоге мы постараемся осветить только те моменты, которые нам крайне необходимы. Еще хочу сказать, что мы не будем рассматривать те типы микрофонов, которые обычно в домашних студиях звукозаписи не используются. Обычно они не предназначены для записи вокала и инструментов.

Прежде всего давайте рассмотрим с вами микрофоны по принципу действия:

Динамический микрофон

Конденсаторный микрофон

Надеюсь, что с этим все ясно. Теперь вопрос! Какой из них лучше, а какой хуже? В этом случае я счел правильным перечислить преимущества и недостатки каждого из них. Так вы сможете сравнить микрофоны и на основе этих преимуществ и недостатков делать определенные выводы.

Плюсы и минусы микрофонов:

Для начала давайте рассмотрим преимущества динамического микрофона:

1Высокая перегрузочная способность — это достоинство позволяет использовать оборудование для снятия громких источников звука (например, гитарного усилителя) без риска что-либо в этом микрофоне повредить.

2Надежность и прочность конструкции — динамические микрофоны гораздо меньше подвержены повреждению при ударе, что делает оборудование такого типа более пригодными для сцены. Такое оборудование более универсальное в том плане, что его можно использовать и дома, и на сцене, и на выезде, и на репетициях без риска повреждения.

3Меньшая чувствительность — менее подвержен к восприятию чужих шумов и менее чувствителен к возникновению обратной связи. Если вы не знаете, что такое обратная связь, то я простым языком поясню. Это связь выражается в громком, постепенно нарастающем вое при приближении микрофона к динамику.

Теперь давайте рассмотрим недостатки динамических микрофонов:

1звучание уступает конденсаторным в прозрачности, чистоте и натуральности.

2наименьший частотный диапазон.

3уступают в верности передачи тембра.

Теперь давайте рассмотрим преимущества конденсаторного микрофона:

1Более широкий частотный диапазон.

2Наличие моделей любых размеров — бывают даже самые миниатюрные модели (например, детские микрофоны).

3Более прозрачное и натуральное звучание — это происходит благодаря наибольшей чувствительности. Это самое главное преимущество конденсаторных микрофонах.

Давайте рассмотрим недостатки конденсаторных микрофонов:

1Нуждаются в дополнительном питании — обычно роль выполняет фантомное питание в 48 В. Это накладывает существенное ограничение по широте использования. Например, питание 48 В есть не на всех микшерных пультах. Если вы захотите подключить микрофон вне своей студии, то возможно, у вас это не получится.

2Очень хрупкие — сразу предупреждаю всех, что однажды упав, такое оборудование может выйти из строя.

3Чувствительны к перепадам температур и влажности — это может привести к поломке или временной неработоспособности оборудования.

Итак, рассмотрев преимущества и недостатки динамических и конденсаторных микрофонов, не спешите с принятием решения. Я еще не окончил описание и дальше я расскажу о такой важной детали, как диаграмма направленности. На самом деле, не нужно пугаться этого страшного слова. Когда я объясню, что это такое, вам сразу будет все понятно.

Диаграмма направленности

Диаграмма направленности микрофона просто показывает зависимость его чувствительности к звуковому сигналу от места расположения его источника. Всего существует 5 основных диаграмм направленности микрофона:

Теперь я скажу, что касается непосредственно свойств отличий этих разных диаграмм направленности. Микрофоны с круговой направленностью (всенаправленные микрофоны) чувствительны к акустике помещения. Они обеспечивают акустическую изоляцию только при малом расстоянии от источника звука до микрофона. Они имеют низкую чувствительность к звукам дыхания.

Также практически отсутствует эффект присутствия, то есть когда записаны вокалист или инструменталист, то звучит из колонок так, будто они присутствуют в комнате прослушивания. И также всенаправленные микрофоны имеют расширенный низкочастотный диапазон, что кстати, бывает полезным при работе с такими инструментами, как орган, контрабас и другими низкочастотными инструментами.

Что касается однонаправленных микрофонов с кардиоидной, супер и гиперкардиоидной направленностью, то по ним могу сказать следующее. Они обеспечивают защиту от негативного влияния акустики помещения в отличие от всенаправленных микрофонов с круговой направленностью. Они также обеспечивают хорошую изоляцию, что содействует более легкому разделению записанных музыкальных треков.

Они обычно приводят к возникновению эффекта присутствия и менее чувствительны к появлению обратной связи, о которой я говорил чуть ранее. Также они подходят для записи синхронного стерео сигнала. Это значит, что такие микрофоны можно использовать парами для записи одного или нескольких инструментов в стерео режиме.

Касательно оборудования с диаграммой направленности восьмерка скажу, что они отлично подходят для записи дуэтов (когда исполнители находятся друг напротив друга). Однако сразу скажу, что запись в любом случае будет монофонической (когда один микрофон), но зато оборудование будет улавливать сигнал исполнителя сидящего как перед микрофоном, так и за ним одинаково хорошо. Также оборудование с направленность восьмерка обеспечивают хорошую изоляцию, что содействует более легкому разделению записанных треков. Такое оборудование подходит для записи синхронного стерео сигнала.

Какая диаграмма направленности лучше?

Итак, почитав всю эту занудную теорию, вы спросите: «Какую диаграмму направленности лучше выбрать?» Здесь я отвечу, что вам не так обязательно знать, как именно достигается та или иная диаграмма и почему на других микрофонах она одна, а на других другая. Вам нужно знать то, в какой ситуации следует применять тот или иной вид оборудования. Сейчас я вам это объясню:

Я лично для записи сольного вокала в домашней студии рекомендую использовать однонаправленный микрофон. Это позволит предотвратить проникновение на запись шума и помех, идущих сзади и с боковых сторон. Но также сведет к минимуму влияние акустики помещения, качество которой обычно в домашней студии звукозаписи оставляет желать лучшего.

Какой микрофон лучше выбрать?

На этом покончим с диаграммами направленности. Давайте теперь вернемся к типам микрофона по их устройству, где я расскажу, какой из них предпочесть динамический или конденсаторный. Динамические микрофоны сравнительно дешевые и в то же время они надежные. Поэтому они могут работать успешно в областях высокого звукового давления.

Это делает их более подходящим для вокалистов с громким и грубым тембром, поющих в таких музыкальных стилях, как rock, pank, alternative и так далее. Если вы хотите получить мощный, плотный, но при этом не слишком объемный вокал, то вам подойдет именно динамический микрофон.

Что касается конденсаторного микрофона, то он устроен так, что диафрагма помогает добиться более высокой чувствительности и способности к воспроизведению высоких частот. Кроме того, конденсаторные микрофоны могут иметь больше диаграмм направленности. А некоторые могут иметь возможность переключения этих диаграмм. Ну а сама низкая устойчивость к механическим повреждениям делает их увы, малопригодными для живых выступлений.

Зато в студии звукозаписи они оказываются незаменимыми, так как их высокая степень правдоподобности делает их наиболее универсальными и пригодными для снятия звука с любых музыкальных инструментов и голосов. Универсальность и технологическая сложность конденсаторных микрофонов приводит к тому, что их стоимость бывает значительно высокой.

Если сравнивать с динамическими, то это главный минус. Но невзирая на это, я лично считаю, что конденсаторный микрофон наиболее пригоден для использования даже в домашней студии звукозаписи нежели, динамический. К тому же среди конденсаторных микрофонов есть и бюджетные модели. Их качество далеко не всегда бывает низким.

Остались еще несколько определенных нюансов советов по выбору, с которыми я сейчас с вами поделюсь. Советы и рекомендации о том, как выбрать микрофон:

Примеры микрофонов:

В завершение этого материала я хочу представить некоторые модели микрофонов различных ценовых категорий. Покажу вам как динамические, так и конденсаторные. Купить микрофоны вы можете вот здесь.

Дешевые микрофоны

Начнем, как всегда рассматривать дешевые микрофоны. Если у вас не так много денег, то есть ваш бюджет строго ограничен, то рекомендую вам начать именно с этой категории товара. Здесь оборудование по своей цене может подойти многим лицам.

Конденсаторные микрофоны:

Динамические микрофоны:

Средняя ценовая категория

Тут я предлагаю уже товары рангом повыше. Как правило, эта категория подойдет тем, кто хочет более приемлемое качество, но при этом не хочет сильно переплачивать. Это так называемое соотношение цены и качества. Цена не слишком большая, но при этом и качество не такое плохое. Конечно, с профессиональным видом это не сравниться. Однако есть довольно немало людей, которые просто не могут позволить себе купить дорогое оборудование.

Конденсаторные микрофоны:

Динамические микрофоны:

Качественные микрофоны

Ну и в завершение у нас идет элитная категория товаров. Это профессиональные микрофоны. То есть только для тех, кому нужно качество, а не низкая цена. Сейчас хороший микрофон за дешево не купишь. Поэтому у кого неограничен бюджет, то я рекомендую присмотреться к данному виду оборудования. Качество здесь намного лучше будет.

Конденсаторные микрофоны:

Динамические микрофоны:

Ну а сейчас можно завершить данную тему. Теперь вы знаете, какие существуют типы микрофонов по принципу работы. Мы также рассмотрели преимущества и недостатки как динамических, так и конденсаторных микрофонов. Узнали, что такое диаграмма направленности и какие ее виды существуют. Рассмотрели очень полезные советы по выбору микрофона.

Теперь вы примерно знаете, какой микрофон лучше подойдет именно вам. Ну и в завершение просмотрели оптимальные виды оборудования для каждой ценовой категории. Также помимо этого материала я рекомендую вам присмотреться к советам по выбору микрофонного предусилителя. Уверен, они вам пригодятся!

Сказать спасибо кнопками ниже:

muzrock.com

Все о микрофонах.

Как правильно выбрать микрофон и основные правила, которых следует придерживаться, работая с микрофонами.

Как правильно выбрать микрофон

Прежде чем начинать планирование помещений и разводку кабелей в вашей будущей студии, имеет смысл ненадолго отвлечься и заняться теорией. В данном случае речь пойдет о микрофонах…

Похоже, что выбор и правильное использование хорошего микрофона становится в наши дни чем-то вроде утраченного искусства. Звуковые модули, сэмплеры, синтезаторы, даже электронные барабаны — всё это включается непосредственно в пульт и не нуждается в съеме акустических колебаний воздуха. Я ничего не имею против этих устройств, однако до тех пор, пока существуют акустические инструменты и человеческий голос, перед звукооператорами вновь и вновь будет вставать проблема выбора наиболее оптимального в данной ситуации микрофона, и её важность ни в коем случае нельзя преуменьшать.

Микрофонами пользуются даже те музыканты, которым не нужны акустические инструменты. Например, большинство техно-музыкантов готовит сэмплы для использования в своих композициях при помощи портативного DAT-магнитофона и (правильно!) качественного микрофона. И естественно, микрофоны нужны всем тем, кто собирается записывать вокал.

Взгляд изнутри

Микрофон — это основной и важнейший из всех элементов, которые стоят между реальным акустическим звуком и его представлением на записи, поэтому важность правильного выбора микрофона трудно переоценить. Любой, кто собирается работать в студии звукозаписи, должен хорошо разбираться в микрофонной технологии и в существующих типах и моделях микрофонов.

К счастью, при внимательном рассмотрении микрофонная техника и технология оказываются достаточно простыми. Все разнообразие существующих моделей сводится к трём или четырём основным типам микрофонов и четырём типам диаграмм направленности, и именно на этой последней характеристике мы остановимся немного подробнее.

Стараться куда?

Диаграмма направленности является одной из основных характеристик любого микрофона и описывает его способность реагировать на звуки, поступающие с различных направлений. В этом отношении различные микрофоны могут отличаться друг от друга очень сильно: одни, например, воспринимают звук более-менее равномерно во всех направлениях, а другие реагируют только на одно какое-нибудь направление и остаются «глухими» к звукам со всех остальных. Эти особенности следует учитывать при выборе микрофона для того или иного приложения.

Например, при записи вокалиста, исполняющего соло-партию, следует использовать узко направленный на него микрофон, который позволит предотвратить проникновение на запись шума и помех, идущих сзади и с боковых сторон. Аналогичный микрофон можно использовать и для индивидуального подзвучивания малого барабана, звук которого не должен смешиваться со звуком томов и тарелок.
Если же, например, мы подзвучиваем одним микрофоном всю ударную установку, то следует выбирать микрофон с как можно более широкой диаграммой направленности, который будет равномерно воспроизводить звук, идущий со всех сторон.

Рис. 1. Часто встречающиеся типы диаграмм направленности микрофонов.

A — всенаправленный,
B — кардиоидный,
C — суперкардиоидный,
D — восьмерка

Описанные выше два типа микрофонов (с как можно более узкой и как можно более широкой диаграммой направленности) принято называть направленными (unidirectional) и всенаправленными (omnidirectional). Однако существуют и другие типы микрофонов, которые также могут оказаться полезными в конкретной ситуации.

Вовсе не обязательно знать, как именно достигается та или иная диаграмма направленности и почему у одних микрофонов она одна, а у других — другая. Достаточно знать, в какой ситуации следует применять тот или иной микрофон. Например, в уже рассматривавшейся выше ситуации подзвучивания ударной установки можно использовать расположеные над установкой один или два (для стереозаписи) всенаправленных микрофона, смешав их сигналы с индивидуальными сигналами от кардиоидных микрофонов, установленых в непосредственной близости от томов и малого барабана.

Термин «кардиоидный» объясняется формой диаграммы направленности этих микрофонов, которая напоминает человеческое сердце (см. рис. 1). Такие микрофоны не являются однонаправленными в прямом смысле этого слова, однако на практике эти два термина считаются практически равнозначными. «Суперкардиоидные» микрофоны представляют собой вариант кардиоидных, но с более узкой диаграммой направленности. «Пушечные» (rifle) микрофоны, используемые при записи на открытой местности и для точечного подзвучивания исполнителей во многих телевизионных студиях, представляют собой кардиоидные микрофоны, помещенные в специально спроектированную интерференционную трубу. Форма этой трубы выбрана таким образом, чтобы гасить колебания, приходящие со всех направлений, кроме осевого.

Для снятия звука инструментальных усилителей обычно используют кардиоидные микрофоны, однако в тех случаях, когда микрофон находится не прямо перед источником звука, а как бы внутри звукового поля, имеет смысл предпочесть микрофоны с диаграммой направленности в форме «восьмерки», которые в данной ситуации обеспечат более сочный звук. «Восьмерку» можно использовать и тогда, кода у вас не хватает микрофонов для индивидуальных инструментов, например, ей можно одновременно снять хай-хэт и одну из тарелок ударной установки. При этом, правда, следует уделить максимум внимания выбору правильного положения микрофона. Такой подход вполне допустим, так как эти два инструмента редко звучат одновременно и требуют примерно одинаковой обработки эквалайзером и пультом.

Учтите, однако, что даже одинаковые микрофоны одного и того же производителя (особенно, сравнительно дешёвые) могут иметь существенно отличающиеся диаграммы направленности. Кроме того, многие профессиональные микрофоны могут поставляться в различных вариантах конфигурации и даже иметь переключаемую (обычно механически) диаграмму направленности.

Теперь давайте пристальнее взглянем на наиболее широко распространенные типы микрофонов.

Динамические микрофоны

Динамические микрофоны (иначе называемые микрофонами с подвижной катушкой) представляют собой, пожалуй, наиболее популярный и распространённый тип. Внутри такого микрофона находится круглая мембрана, которая механически соединена с катушкой тонкого провода, помещенной между двумя цилиндрическими магнитами (один внутри другого). Звуковые колебания вызывают колебания мембраны, которые сообщаются катушке, а при перемещении катушки между магнитами в ней наводится напряжение, амплитуда которого пропорциональна перемещению мембраны. Таким образом, попадающая в микрофон акустическая энергия преобразуется в электрическую, которая впоследствии может быть усилена и вновь преобразована в акустическую мембраной громкоговорителя (в сущности, громкоговоритель — это не что иное, как динамический микрофон наоборот).

По сравнению с остальными типами, динамические микрофоны обладают целым рядом достоинств: они сравнительно дёшевы и в то же время надежны, и могут успешно работать в областях высокого звукового давления. Это делает их незаменимыми в условиях живых выступлений и в студийной работе. Устойчивость к громким звукам позволяет использовать эти микрофоны для снятия звука ударных и перкуссионных инструментов.

Особенности внутреннего устройства динамических микрофонов ограничивают количество возможных типов диаграмм направленности: такие микрофоны могут быть только однонаправленными или всенаправленными. Кроме того, инерционность перемещающейся в магнитном поле катушки с проводом ограничивает воспринимаемый этими микрофонами частотный диапазон.

На сегодняшний день различными фирмами разработано огромное количество различных динамических микрофонов стоимостью от единиц до тысяч долларов, причем многие модели специально ориентированы на то или иное конкретное применение, например, на снятие звука рабочего барабана или на подзвучивание контрабаса.

Конденсаторные микрофоны

Конденсаторные микрофоны представляют собой более совершенный тип, чем динамические. Принцип их действия основан на изменении электрической ёмкости двух проводящих пластин при изменении расстояния между ними. Одна из этих пластин жестко закреплена в корпусе микрофона, а вторая (тонкая) выступает в роли мембраны. Колебания мембраны, вызванные колебаниями воздуха, приводят к изменению емкости.

Для работы такого микрофона на его пластины необходимо подать электрическое напряжение. Для этого обычно используется напряжение в 48 Вольт (фантомное питание), подаваемое на микрофон непосредственно с предварительного усилителя или микшерного пульта. Конденсаторные микрофоны сложнее в производстве, и поэтому значительно дороже динамических, однако обеспечивают значительно более высокое качество звучания.

Диафрагма конденсаторного микрофона может быть сделана сколь угодно тонкой (в разумных пределах), что позволяет добиться значительно более высокой, чем у динамических микрофонов, чувствительности и способности к воспроизведению высоких частот. Кроме того, конденсаторные микрофоны могут иметь практически любую диаграмму направленности. Существуют модели со сменными головками, переключение которых позволяет изменять направленность в довольно широких пределах.

Конденсаторные микрофоны используются везде, где предъявляются высокие требования к качеству и точности воспроизведения звука. Низкая устойчивость к механическим нагрузкам делает их малопригодными для живых выступлений, однако в студии они оказываются незаменимыми, особенно в тех случаях, когда требуется максимальная достоверность воспроизведения гармонических составляющих звука, например, при снятии звучания тарелок и цимбал.

На самом деле, высокая акустическая точность далеко не всегда является основной целью исполнителей и звукоинженеров. Динамические микрофоны часто оказываются предпочтительнее конденсаторных, например, из-за того, что их звучание, несмотря на специфический характер, хорошо подходит к характеру записываемого инструмента. С другой стороны, именно высокая степень правдоподобности делает конденсаторные микрофоны наиболее универсальными и пригодными для снятия звука любых акустических инструментов и голосов.

Универсальность и технологическая сложность конденсаторных микрофонов приводит к тому, что стоимость их в большинстве случаев оказывается очень высокой. К счастью, в последние годы наметилась тенденция к снижению цен на этот тип микрофонов. Особого внимания заслуживают качественные конденсаторные микрофоны, производимые в странах бывшего СССР, их низкая стоимость и отличное качество быстро завоевали им широкую популярность даже среди самых придирчивых звукорежиссеров.

Электретные микрофоны

Принцип действия электретных микрофонов аналогичен принципу действия конденсаторных, с тем отличием, что для их работы не требуется внешний источник питания. Мембрана таких микрофонов получает электрический заряд в процессе производства, и для их питания достаточно небольшого напряжения (обычно около 1,5 Вольта), которое обеспечивается установленной в микрофоне батареей.

По сравнению с конденсаторными, мембрана электретных микрофонов значительно толще, поэтому их чувствительность и частотные характеристики несколько хуже. Появившиеся недавно обратно-электретные микрофоны несколько компенсируют этот недостаток за счет того, что электрический заряд получает не мембрана, а фиксированная металлическая пластина, а сама мембрана может быть изготовлена из более тонкого материала.

Микрофонный сленг

Импеданс (impedance) — электрическое сопротивление, которое микрофон оказывает проходящему сквозь него току. В этом отношении микрофоны принято делить на высоко- и низкоимпедансные. Высокоимпедансные микрофоны (от 5 до 10 KилоOм) обладают более высоким уровнем сигнала и часто используются в бытовой и полупрофессиональной записи. Низкоимпедансные микрофоны (250 Ом и менее) обычно применяются в профессиональных студиях. Несмотря на сравнительно низкий выходной уровень, они менее чувствительны к посторонним помехам и шуму и качественно воспроизводят высокие частоты даже при использовании длинных кабелей.

Эффект близости (proximity effect) — эффект, наблюдаемый при использовании динамических микрофонов в непосредственной близости от источника звука. Он вызван тем, что звук поступает в микрофон по двум направлениям (спереди и сзади). Возникающие при этом фазовые искажения приводят к усилению низкочастотных составляющих звука. Чем ближе источник звука к микрофону, тем больше разность длины звуковых путей и, соответственно, больше усиление низких частот. Многие опытные вокалисты умело используют этот эффект, достигая нужного им звучания, однако в ряде ситуаций он может приводить к существенному ухудшению звучания. Как бы то ни было, этот эффект никогда не следует упускать из виду. Например, при снятии звука басового барабана (бочки) у вас может возникнуть необходимость немного отодвинуть от него микрофон, чтобы уменьшить уровень сигнала. При этом, однако, будет ослаблен эффект близости и ухудшится воспроизведение низких частот, составляющих существенную часть звучания бочки, что приведет к необходимости соответствующей частотной коррекции. (Именно поэтому звукорежиссёры и владельцы студий так нервничают, когда кто-нибудь начинает переставлять тщательно настроенные микрофоны.)

Обратная связь (завод, feedback) — слабость, которой в той или иной степени подвержены абсолютно все микрофоны (хотя в студийных условиях это может быть и не очень заметно). Обратная связь возникает тогда, когда поступающие от микрофона сигналы воспроизводятся колонками или студийными мониторами и снова попадают в микрофон. Если не принять мер по предотвращению этого процесса, он будет продолжаться непрерывно, с постоянным возрастанием амплитуды «паразитных» сигналов, в результате чего возникнет характерный «воющий» или «свистящий» звук. Для того, чтобы избавиться от обратной связи, следует как можно тщательнее выбирать микрофон с необходимой диаграммой направленности и правильно ориентировать его по отношению к источникам звука (колонкам и мониторам). В ряде случаев обратную связь можно предотвратить, вырезав эквалайзером ту частоту, на которой она происходит. При этом общая громкость снимаемого микрофоном сигнала останется практически неизменной.

Основные правила, которых следует придерживаться, работая с микрофонами:

* Технология озвучивания во многом зависит от личных предпочтений — все что дает подходящий звук можно считать правильным.
* Не существует идеального микрофона для конкретного зала (участника мероприятия).
* Нет идеального способа расположения микрофона.
* Выбирайте микрофон и место его установки исходя из нужного звука.
* Рекомендуем Вам поэкспериментировать с различными микрофонами и способами их установки, пока вы не получите необходимый звук.
* Желаемого звука можно добиться проще и надежнее, понимая основные характеристики микрофона, особенности звучания голоса участников и основ акустики.
* Добейтесь хорошего звучания источника звука (голос, запись, усилитель) перед тем, как его озвучивать.
* Используйте, если возможно, микрофон, с АЧХ ограниченной речевым частотным диапазоном, или отфильтруйте частоты до самой нижней несущей частоты голоса.
* Чтобы определить подходящую отправную точку для установки микрофона, заткните одно ухо и слушайте другим. Перемещайтесь, пока не найдете место с наилучшим звуком. Однако, это не вредно при слишком громком источнике звука.
* Чем ближе микрофон к источнику звука, тем громче основной звук по сравнению с реверберацией и пространственным шумом. Также увеличится индекс усиления (потенциальное акустическое усиление) — поднимется порог «акустической обратной связи».
* Не ставьте микрофон ближе, чем необходимо. Слишком близкое расположение повредит тембру.
* Не забывайте об эффекте приближения у однонаправленных микрофонов, и срежте, при необходимости, низкие частоты.
* Если для получения хорошего звука нужно несколько микрофонов, так и поступайте.
Но помните, с каждым добавочным микрофоном PAG уменьшается на 3 дБ. То есть Вам придется понизить громкость системы во избежание «акустической обратной связи».
* Работая с несколькими микрофонами, помните про правило «три к одному», чтобы избежать нежелательных фазовых эффектов.

Чтобы уменьшить обратную связь и ненужные звуки:

* Располагайте микрофоны как можно ближе к нужным источникам звука.
* Располагайте микрофоны как можно дальше от ненужных источников звука.
* Направляйте однонаправленный микрофон в точно с сторону от ненужного источника звука (с учетом характеристики направленности).
* Направляйте однонаправленный микрофон в сторону источника звука.
* Используйте минимальное количество одновременно включенных микрофонов.

Чтобы избежать шумов от обращения с микрофоном и ударов о стол

* Используйте специальное противоударное крепление или тяжелое основание для конференцмикрофона.
* Используйте всенаправленный микрофон
* Используйте однонаправленный микрофон со встроенным специальным противоударным креплением.

_____________________________________________________________________

Взято ОТСЮДА и ОТСЮДА

Статью подготовил и отредактировал NECRODEFLORATOR, вся информация была взята из открытых источников в интернете. Специально для AmDm.ru

amdm.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о